Статьи

Советы экспертов

Стиральный порошок. Почему только детский?

Читать Далее

Мыло жидкое или твердое? Что лучше?

Читать Далее

С какого возраста можно стирать детское бельё порошком? Использовать кондиционер для белья?

Читать Далее

Ополаскиватель для детского белья. Нужен или нет?

Читать Далее

Состав детских шампуней. Что интересно знать?

Читать Далее

Чем полезны «Центры детской и семейной психологии»? Что они дают ребенку?

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Немало книг написано, где сказано, чем и когда полезно заниматься с малышами. Мне хотелось бы в этой статье немножко расшифровать родителям, что и для чего мы делаем, занимаясь с ребенком или организовывая ему время.
Дети развиваются только через положительное подкрепление, через приятные эмоции и чувства, поэтому под маской развлечения мы спрятали вот такой набор «полезностей»…

 

Итак, как мы это делаем…

Мы организовываем занятия в небольших группках, где малыши занимаются вместе с мамой. Группа должна быть стабильной, что способствует расслаблению ребенка и обеспечивает безопасное вступление в контакт. Занимаясь в том режиме, что я рекомендую, малыши получают навыки «умения учиться», что становится для них (а особенно для родителей) подарком, когда приходит время готовиться к поступлению в школу, а в самой школе – особенно! Помним: самое главное не накормить человека рыбой, а научить ее ловить.

 

1. Постоянно повторяющийся ритуал приветствия – снижает тревожность, способствует преодолению стеснительности, вырабатывает желание делиться, формирует «Я – концепцию» («Я – Саша!») + мы добавляем сюда массаж ручек и стопы, что активизирует мыслительные зоны головного мозга и активные рефлекторные точки.

 

2. Артикуляционная гимнастика – способствует развитию речевого аппарата через массажные движения и формирует правильное звукопроизношение.


3. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала (во время «сидячего блока»). Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (во время двигательного блока).
Мы используем для этого методику Железновых. Тем, кого интересует, как расценивается врачами и психологами весёлая музыкально – ритмичная деятельность, предлагается краткое обоснование.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

  • Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
  • Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память.
  • Формируются навыки вербального и невербального общения.
  • Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
  • Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально – ритмичная деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

 

4. Тактильно – двигательное восприятие.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

 

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • макраме (плетение из ниток, веревок);
  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;
  • «Волшебные мешочки»;
  • сенсорная тропа для ног и мн.др


5. Интеллектуальный и творческий блоки у нас тесно переплетены со всем описанным выше, но будем стараться учитывать сезонность и следовать годовому плану.

 

6. Прощание

  • упражнение «Пузырь» – создает чувство защищенности, имитируя «пространство в мамином животике», способствует сплоченности детей; напоминает, что скоро нужно уходить тем, кому этого не очень хочется;
  • «Бомбочка» + аплодисменты = вызывает чувство радости, желание прийти еще, бороться с боязнью шума, сплочает)

 

7. Угощение печеньем (яблоком, чаем) тоже способствует желанию вернуться и хорошенько «поработать».
Индивидуальные занятия с малышом тоже великолепны, но они другие.

 

Хотя очень хочется использовать такой естественный для деток подражательный механизм в запоминании. А подражать больше приятно сотоварищам, нежели маме…

 

 

С любовью автор программы: Елена Воробей, детский психолог, детский и семейный психотерапевт (www.ladushki.kiev.ua)


Татьяна Дудина

Читайте также:

02.04.2012

Мыло жидкое или твердое? Что лучше?

Что такое «жидкое мыло»? Преимущества жидкого мыла (в сравнении с твердым). Какому виду отдать предпочтение?

Читать Далее

24.05.2012

С какого возраста можно стирать детское бельё порошком? Использовать кондиционер для белья?

Почему же для стирки детских вещей нужно покупать специальные порошки, а не стирать обычным? В чем секрет? И зачем добавлять ополаскиватель - может это излишество?

Читать Далее

Печать страницы

Комментарии


Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегестрируйтесь